Армейские истории. Механик–водитель – солдат непростой

Рассказ о подготовке механиков-водителей боевых машин пехоты (БМП) в рядах Вооружённых Сил СССР в 80-е годы я услышал от знакомого, служившего в то время в армии.

«Учите материальную часть…»

Военные комиссариаты Советского Союза при наборе призывников в армию на воинские должности «механик-водитель» различных родов войск (мотострелковых, танковых, артиллерийских, воздушно-десантных и так далее) принимали во внимание наличие у будущих солдат гражданских специальностей: машинист бульдозера, тракторист, экскаваторщик, водитель вездехода. Этих молодых людей переучить на механика-водителя бронетехники или танка было гораздо проще, чем учить солдата без подготовки.

Сформированные команды призывников направляли в специальные учебные части, в которых в течение полугода велась целенаправленная подготовка по специальности «механик-водитель». Остановимся на подготовке механиков-водителей БМП-2, которую приняли на вооружение в 1977 году. Массовое перевооружение мотострелковых частей проходило в 80-х годах.

Подготовка механиков-водителей БМП-2 начиналась с изучения материальной части: строения двигателя, трансмиссии, узлов и агрегатов, ходовой части, топливной и электрической систем, вооружения. Без твёрдого знания теории устройства боевой машины нельзя было приступать к практическим занятиям на материальной части.

Главный принцип практического обучения – солдат должен пощупать своими руками все детали; разобрать и собрать любой агрегат; проверить исправность любой системы; определить по косвенным признакам место поломки; устранить (при возможности) её в минимальное время. В процессе работы в боевой машине важно понять взаимосвязь двигателя и механизмов, полюбить машину, как произведение инженерной мысли, воплощённое в металл заботливыми рабочими руками. Из стен «учебки» не выходили механики-водители, которым доверенная боевая техника была безразлична.

Их учили быть первыми

После уверенного освоения материальной части следующим этапом подготовки механиков-водителей было практическое вождение. Динамика современного боя диктовала тактику применения БМП-2 в качестве средства поддержки пехоты. Опыт афганской войны требовал обеспечить мотострелкам надёжное огневое прикрытие. Маневрировать на поле боя, одновременно с этим, вести наблюдение за противником, обеспечивать условия для ведения прицельного огня наводчиком-оператором и для руководства подразделением со стороны командира отделения – вот основные задачи, к решению которых готовили механиков-водителей.

Практическое вождение БМП-2 проводилось на оборудованных танкодромах. В начале солдат обучали простому вождению машины: трогаться с места, останавливаться, совершать повороты и двигаться прямо. Через несколько занятий приступали к обучению преодоления препятствий. Трассы изобиловали различными сооружениями: колейными мостами, рвами, горками, минными проходами, искусственными водоёмами, эскарпами и «гребёнками». Преодоление полосы препятствий начиналось способом «пеший по-машинному»: всех обучаемых выстраивали в колонну, под руководством инструктора, в пешем порядке, проводили по маршруту, подробно разъясняя особенности преодоления каждого препятствия.

Практическое преодоление препятствий проходило раздельно: создавали несколько учебных групп, которые отрабатывали вождение на боевых машинах через сооружения одновременно, каждая на своём препятствии. Затем происходила смена. Так постепенно тренировали навыки прохождения всей трассы. Отдельно учили преодолению водных преград (БМП-2 могла плыть по воде со скоростью до 7 км/ч). Завершением этого этапа подготовки были зачётные занятия на время (выполнение нормативов для механиков-водителей).

В войсках не забалуешь!

Полгода напряжённых занятий пролетали для молодых бойцов незаметно. Наступал день выпуска из «учебки» и распределения в воинские части.

В новых частях прибывших механиков-водителей распределяли по подразделениям. Происходил приём боевой техники, молодые специалисты включались в напряжённый ритм боевой подготовки. Солдату не всегда сопутствовало везение: не везде БМП-2 были новыми, эксплуатировались по-разному. Приходилось, засучив рукава, по уши, испачкавшись мазутом и маслом, приводить машину в рабочее состояние. Бойцы не роптали, понимая, что от их каждодневной работы зависит конечный успех подразделения на проверке боевой готовности.

В каждом мотострелковом подразделении по штату был механик в звании «прапорщик», который вместе с офицерами не вылезал из парка боевых машин, пока не был уверен в технической исправности вверенной техники. Периодически, по плану боевой подготовки совершали выезды на танкодромы и стрелковые полигоны. Совершенствовали воинское мастерство и приобретённые ранее навыки, учились воевать в составе подразделений, взаимодействовать с пехотой и производить стрельбу из штатного вооружения.

Венцом напряжённой боевой подготовки войск были весенние и осенние проверки, которые проводили представители вышестоящего штаба (дивизии, армии, округа или Генерального). Они выявляли все достоинства и недостатки боевой подготовки подразделений, служили мерилом мастерства офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат.

Современный бой идёт с применением боевой техники. От умения и мастерства механиков-водителей танков и бронемашин зависит жизнь бойцов пехоты, их успех и конечный итог боевого столкновения.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector