«Заповедник» Сергея Довлатова в моей системе ценностей

Истории из жизни

Писателя-эмигранта Сергея Довлатова я открыл для себя достаточно давно, однако до повести «Заповедник» дошёл только месяц назад. Это произведение считается самым глубоким и проникновенным творением Довлатова, поэтому, начитавшись разнообразных анонсов и критических заметок, я приступил к чтению.

Сюжет строится на том, что главный герой повести Борис Алиханов приезжает в пушкинский заповедник, дабы устроиться экскурсоводом. В этом месте кипит жизнь двух уровней: туристическая, далёкая от реальности, наполненная казёнными фразами из сопроводительной литературы для гидов, и настоящая, мастерски описанная Довлатовым в его поисках истинного человека (что заметно по его «Зоне», «Компромиссу» и, например, «Ремеслу»). Казённая жизнь заповедника строится на чём угодно, кроме как на реальной жизни Пушкина. Его образ описывается не как образ поэта с его конкретной жизненной историей, поэтическими взысканиями и трагической судьбой, а со стороны «нашей гордости, не только великого поэта, но и великого гражданина». Преимущественное большинство штата заповедника составляют женщины, и каждая из них ревнует этот самый образ Пушкина и желает единолично им обладать. Туристы, приезжающие чаще всего по долгу службы, тоже покорно принимают данный взгляд на поэта и перенимают «всеобщую любовь».

Настоящая жизнь упирается в ту мысль, что горстка несчастных людей пытается представить возвышенную счастливую жизнь поэта для других несчастных людей. Главный герой страдает алкоголизмом и не может найти своё место в обществе и рядом с близкими людьми. Одинокие женщины, живущие мечтами о Пушкине, разрываются между нравственными догмами и вопросами физиологии и обустройства быта. Экскурсоводы-мужчины отталкивают своей жизненной непригодностью: один из них абсолютно талантливый во всех сферах жизни, но крайне ленивый, а другой – бездарный писатель, выглядящий в серьёзных кругах посмешищем.

В какой-то момент у Бориса Алиханова получается выстроить душевное равновесие, но открывается другая проблема: приезжает его бывшая жена и говорит, что хочет вместе эмигрировать в Америку и забрать дочь. Теперь уже главный герой должен сделать нравственный выбор между устоявшейся жизнью и новыми горизонтами, вместе с которыми придут и новые проблемы. Получается так, что Борис не решается на отъезд, и его близкие люди уезжают без него. В конце произведения помещена, на мой взгляд, одна из самых грустных сцен в русской литературе: человек сидит один в холодной пустой комнате и думает, что должен быть вместе с семьёй, но слабый дух не позволил ему сделать усилие над собой; он не может встать, он пропил с горя все свои деньги и лишился сил. Волнует человека только мысль о встрече: либо реальной через какое-то время, либо на небесах, в раю.

Творчество Довлатова во многом автобиографично. Его рассказы и повести полны саморефлексии и защитного иронического отношения к миру. Сам писатель уехал из СССР, пытаясь стать более свободным и реализовать свой творческий потенциал, скрываемый советским идеологическим барьером. Проза Довлатова ничему не учит, а только показывает жизнь без прикрас, лишённую иллюзий, упирающуюся в материальный мир. При этом язык очень живой, афористичный и интеллектуальный, за что автора и любят читатели и критики. «Заповедник» оставляет после себя налёт трагичности человеческой судьбы, но при этом возможны и личные прочтения и понимания написанного.

Я искренне рекомендую вам почитать этот текст, но сделайте это после «Зоны» и «Компромисса». Эти 3 произведения считаются главными в творчестве Довлатова, и 2 из них дают возможность познакомиться с миром писателя и его манерой в более простых формах небольших историй, а за ними идёт достаточно сложный «Заповедник».

Пишите о своих любимых авторах и произведениях в комментариях. Желаю вам читать только хорошую литературу!

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector