Рожденные в СССР

Рожденные в СССР Истории из жизни

Легкая грусть воспоминаний ласкает сердце с высоты прожитых нами лет. Умиляемся тому, что не попадает сейчас под категорию нужного и правильного, но ведь с этим всем — наши детство и молодость.

Часто, намеренно вызывая ностальгические чувства, в Интернете появляются трогательные черно-белые фотографии прошлых лет. Застывшие перед объективом фотоаппарата серьезные дети: мальчики в вельветовых курточках, девочки с атласными лентами в косах и учительница с прической-валиком, в строгом, темном платье. Или школьники на уборке урожая, картофеля, овощей. Эти снимки вызывают быстрый отклик, чаще всего, одобрительный, с рассуждениями о пользе детского труда тех лет.

Детский труд в СССР официально не признавался, но он был, с низкой производительностью, бесплатный , нелегкий- в сельском хозяйстве легкого труда не бывает. Мне самой приходилось работать школьницей, студенткой и надсмотрщицей –учительницей, видела подневольный труд в разных ракурсах. К труду мы с сестрой, наравне со взрослыми, невольно привлекались лет с восьми. В родном Черноземье, где тон всему задавала королева полей, сахарная свекла, праздношатающихся детей старше семи-восьми лет летом в деревне не было-каникулы проводили на полях. Скажите, на то была воля родителей? Да, конечно, но, надел в три гектара одной женщине просто физически было не одолеть. Не знаю, какой теоретик рассчитал скорость тяпки в руках женщины , но практика показала, без помощи старых и малых эти пресловутые три гектара было не обработать. Дочка директора школы, троечница по сути, отправилась по путевке в Артек, я же-отличница, продолжала разбирать букеты крестоцветной культуры на родном поле.

Средняя школа давала прочные знания, бесспорно, учились по программам , составленным профессионалами, а не случайными авторами. Объем школьных знаний соответствовал спросу вступительных экзаменов — необходимости в репетиторах не было. Учебники, ученическая форма, всё было бесплатно или не сильно задевало родительские кошельки. Но была и другая сторона жизни советской школы. Молодую учительницу естественных наук сильно напрягали обязательные реверансы в сторону руководящей партии страны. Я об идеологическом воспитании подрастающего поколения, доведенному до абсурда. Политические информации были обязательными, их посещала администрация школы .А ещё, нужно было строго следовать определенной теме, например, очередному Пленуму ЦК КПСС и черт ногу сломит в их решениях –постановлениях, ни о чем конкретно не говорящих, а я, учительница географии-биологии, просто обязана была вложить в юные умы основы мудрой политики партии. Попробуй только на открытом уроке или при завуче не коснуться последних принятых политических решений в стране в теме: « Циклоны и антициклоны, как центры действия атмосферы» Хватало и тогда чепухи, показного и ненужного , выдаваемых за столь важное идейное воспитание молодежи.

Высшее образование получали те, кто имел склонность к усвоению теоретических знаний, диплом о высшем образовании имел цену .Молодых специалистов берегли ,давая возможность адаптироваться в трудовом коллективе. Сейчас же высшее образование обесценено, да и среднее тоже, зачем учить, если место в ВУЗе гарантировано всем школьным выпускникам по итогам оплаты. Вот и выходят «специалисты» не знающие, чем отличаются стороны света , от частей света, да их и не ждут на рынке труда, не требуются в большом количестве такие привлекательные профессии ,как юрист, экономист .Ценные ранее ,рабочие профессии отвергли за не востребованностью.

А ещё, меня, жительницу провинциального города, очень донимали постоянный дефицит необходимых вещей и продуктов питания и слово «достать». Вместо купить. Возникло социальное явление по имени Блат. Ему посвящал свои песни знаменитый бард , о нем ставились фильмы, помню актера Калягина в роли прохиндея, Аркадий Райкин тоже доставал «дифсит через завмаг и директор магазин». Блата не имеешь, тогда вставай и топай в выходной день в предутренних сумерках к углу магазина, авось, что-нибудь получишь « в одни руки», или поднимай упирающегося ребенка и зови мужа, будут ещё дополнительные « руки». Знакомство и дальнейшая дружба с мастерами прилавка были большой удачей, им же тотальный дефицит в стране открывал нужные двери.

Нет, не будет однозначного ответа, когда, в какую эпоху жизнь была привлекательнее? Разные периоды человеческой жизни, разные интересы и потребности дают разные оценки двум системам :развитого социализма и пока малопонятного нам, формирующегося капитализма. Я не знала в СССР разговоров о пенсиях, родители мои ещё работали. Трудно сказать, как бы жилось мне, пенсионерке –учительнице в прежней стране, но, думаю, не пришла бы тогда в голову моему директору идея, учительство в СССР уважали, когда, я, расплакавшись после вручения уведомления о сокращении, получила предложение занять место…уборщицы .Согласилась, работаю, моральный дискомфорт при мне всегда, выгадываю момент, чтобы проскользнуть незамеченной с ведром и шваброй, дети не поймут причины столь резкой смены моего статуса .Съеживаюсь от колоритной, с набором традиционных слов, речи моих нынешних коллег, но, ведь не они ко мне пришли , а я-к ним, устав их не одобряю, но вынуждена терпеть, а нищенская жизнь на одну пенсию, разве не унижение?

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. zara

    Спасибо большое за экскурс в историю, прочла с интересом.

    Ответить
Adblock
detector