Легкая грусть воспоминаний ласкает сердце с высоты прожитых нами лет. Умиляемся тому, что не попадает сейчас под категорию нужного и правильного, но ведь с этим всем — наши детство и молодость.
Часто, намеренно вызывая ностальгические чувства, в Интернете появляются трогательные черно-белые фотографии прошлых лет. Застывшие перед объективом фотоаппарата серьезные дети: мальчики в вельветовых курточках, девочки с атласными лентами в косах и учительница с прической-валиком, в строгом, темном платье. Или школьники на уборке урожая, картофеля, овощей. Эти снимки вызывают быстрый отклик, чаще всего, одобрительный, с рассуждениями о пользе детского труда тех лет.
Детский труд в СССР официально не признавался, но он был, с низкой производительностью, бесплатный , нелегкий- в сельском хозяйстве легкого труда не бывает. Мне самой приходилось работать школьницей, студенткой и надсмотрщицей –учительницей, видела подневольный труд в разных ракурсах. К труду мы с сестрой, наравне со взрослыми, невольно привлекались лет с восьми. В родном Черноземье, где тон всему задавала королева полей, сахарная свекла, праздношатающихся детей старше семи-восьми лет летом в деревне не было-каникулы проводили на полях. Скажите, на то была воля родителей? Да, конечно, но, надел в три гектара одной женщине просто физически было не одолеть. Не знаю, какой теоретик рассчитал скорость тяпки в руках женщины , но практика показала, без помощи старых и малых эти пресловутые три гектара было не обработать. Дочка директора школы, троечница по сути, отправилась по путевке в Артек, я же-отличница, продолжала разбирать букеты крестоцветной культуры на родном поле.
Средняя школа давала прочные знания, бесспорно, учились по программам , составленным профессионалами, а не случайными авторами. Объем школьных знаний соответствовал спросу вступительных экзаменов — необходимости в репетиторах не было. Учебники, ученическая форма, всё было бесплатно или не сильно задевало родительские кошельки. Но была и другая сторона жизни советской школы. Молодую учительницу естественных наук сильно напрягали обязательные реверансы в сторону руководящей партии страны. Я об идеологическом воспитании подрастающего поколения, доведенному до абсурда. Политические информации были обязательными, их посещала администрация школы .А ещё, нужно было строго следовать определенной теме, например, очередному Пленуму ЦК КПСС и черт ногу сломит в их решениях –постановлениях, ни о чем конкретно не говорящих, а я, учительница географии-биологии, просто обязана была вложить в юные умы основы мудрой политики партии. Попробуй только на открытом уроке или при завуче не коснуться последних принятых политических решений в стране в теме: « Циклоны и антициклоны, как центры действия атмосферы» Хватало и тогда чепухи, показного и ненужного , выдаваемых за столь важное идейное воспитание молодежи.
Высшее образование получали те, кто имел склонность к усвоению теоретических знаний, диплом о высшем образовании имел цену .Молодых специалистов берегли ,давая возможность адаптироваться в трудовом коллективе. Сейчас же высшее образование обесценено, да и среднее тоже, зачем учить, если место в ВУЗе гарантировано всем школьным выпускникам по итогам оплаты. Вот и выходят «специалисты» не знающие, чем отличаются стороны света , от частей света, да их и не ждут на рынке труда, не требуются в большом количестве такие привлекательные профессии ,как юрист, экономист .Ценные ранее ,рабочие профессии отвергли за не востребованностью.
А ещё, меня, жительницу провинциального города, очень донимали постоянный дефицит необходимых вещей и продуктов питания и слово «достать». Вместо купить. Возникло социальное явление по имени Блат. Ему посвящал свои песни знаменитый бард , о нем ставились фильмы, помню актера Калягина в роли прохиндея, Аркадий Райкин тоже доставал «дифсит через завмаг и директор магазин». Блата не имеешь, тогда вставай и топай в выходной день в предутренних сумерках к углу магазина, авось, что-нибудь получишь « в одни руки», или поднимай упирающегося ребенка и зови мужа, будут ещё дополнительные « руки». Знакомство и дальнейшая дружба с мастерами прилавка были большой удачей, им же тотальный дефицит в стране открывал нужные двери.
Нет, не будет однозначного ответа, когда, в какую эпоху жизнь была привлекательнее? Разные периоды человеческой жизни, разные интересы и потребности дают разные оценки двум системам :развитого социализма и пока малопонятного нам, формирующегося капитализма. Я не знала в СССР разговоров о пенсиях, родители мои ещё работали. Трудно сказать, как бы жилось мне, пенсионерке –учительнице в прежней стране, но, думаю, не пришла бы тогда в голову моему директору идея, учительство в СССР уважали, когда, я, расплакавшись после вручения уведомления о сокращении, получила предложение занять место…уборщицы .Согласилась, работаю, моральный дискомфорт при мне всегда, выгадываю момент, чтобы проскользнуть незамеченной с ведром и шваброй, дети не поймут причины столь резкой смены моего статуса .Съеживаюсь от колоритной, с набором традиционных слов, речи моих нынешних коллег, но, ведь не они ко мне пришли , а я-к ним, устав их не одобряю, но вынуждена терпеть, а нищенская жизнь на одну пенсию, разве не унижение?
Спасибо большое за экскурс в историю, прочла с интересом.