Как твоЁ фамилиЕ?

Как твоЁ фамилиЕ? Истории о работе

« Как твоё фамилие?»- режет слух выражение, недостойное статусу детского библиотекаря . Ольга Петровна вздохнула и энергичнее задвигала шваброй, высматривая пыль под книжными стеллажами. «Поклади книги сюда, что ты хотишь ещё взять?» Ответственная, держащая библиотеку в порядке, Алла Ивановна, была совершенно не в ладах с речью. Ольга Петровна, в недавнем прошлом, учительница географии и биологии, вынуждена была отложить указку и взяться за швабру.

В школе назрело сокращение, бороться с коллегой, ожидавшей льготную пенсию , она не могла, даже не имела морального права. Её же пенсия была с гулькин нос, увольняясь, расплакалась, тридцать пять лет, отданных школе, остались в душе навсегда, это добрая половина жизни. Директор проявила гуманность, Ольга Петровна была творческим человеком, рисовала, писала, но лучше места уборщицы интеллигентной учительнице не нашлось. Пришли новые времена, меньше работников — выше зарплата, а судьбы людские…,ну что же, всех не пережалеешь .С Аллой Ивановной отношения сложились, учительские привычки уже не вытравить и Ольга Павловна охотно помогала ей в библиотечных делах , а так же писала, рисовала, готовила детей к конкурсам и искренне радовалась победам. «Я не угадала тебя, ты из какого класса?» новый вопрос своей нелепостью заставил снова напрячься. «Ну почему не угадала, ведь лучше и правильнее сказать, не узнала»- рассуждала про себя Ольга Павловна, выжимая тряпку над ведром. «Возьми вот эту книжку, здесь картинки красивЕе». Боже мой, вздохнула новоиспеченная уборщица, ну как ей сказать, что нельзя так говорить, ведь скажут тогда другие, но как скажут? Алла Ивановна была гордой, она могла резко оборвать ненужный ей разговор, отчитать амбициозных родителей. Кроме того, Ольга Павловна имела более низкий статус, да и просто делать замечания взрослым было нехорошо.
Ах, если бы не эта чудовищная речь, Алла Ивановна была бы на своем месте. Она умело разбиралась в книгах, при том, что сама не была читающей, ловко вела бухгалтерские дела и писала отчёты. Ольга Павловна ни за что не справилась бы с этой бухгалтерией. Иногда, после вопроса о фамилии, она, вроде невзначай, обращалась к библиотекарю с просьбой повторить её, кажется, это ребенок бывшего ученика, надо же, как время бежит. Вопрос ставился четко: «Как его фамилиЯ?» в надежде, что Алла Павловна обратит внимание на произношение и поймет свою ошибку. Но нет, тщетно. Алла Павловна довольно толково выступала на педсоветах, организовывала и обсуждала книжные выставки, вопросов о фамилии и угадывании класса учеников там не возникало — все было хорошо. Ольга Павловна, деликатная и тактичная так и не решилась на замечание, дорожила хорошими отношениями. Особенность лексики Аллы Ивановны она объясняла говором её отца-украинца, он разговаривал на суржике, такой язык-сленг использовали в селах, близко расположенных к Украине.
« А это наша библиотека, это Алла Ивановна, наш опытный библиотекарь»-с такими словами вошла директор школы с незнакомой женщиной. Та кивнула, обводя взглядом стеллажи и стены. Ольга Павловна постаралась на славу, вот роскошное панно из сухоцветов, а это-ученая сова с мудрыми советами к юным читателям. Экстравагантная, обаятельная Баба Яга на метле, картина из шерсти, как иллюстрация к рассказу Евгения Носова, домик под соломенной крышей с мальвами за плетнем и многое другое, задерживающее взгляд. «Хорошо как у вас, уютно, детям есть на что обратить внимание»- доброжелательным тоном произнесла чиновница. Но тут на горе в библиотеку вошел мальчик с книжкой и Алла Ивановна произнесла своё коронное: «Как твоё фамилие?» Инспекторша удивленно подняла брови, прислушалась: « Что ты хотишь почитать?» Ольга Павловна, невидимая за стеллажами тихо присела на стопку книг, приготовленных для списания, что-то будет?

Указывать на речевые ошибки было уже поздно. Спустя время, Алла Ивановна была вызвана директором и по её расстроенному лицу стало понятно, что разговор был не из приятных. Можно было догадаться, что чиновница выразила недоумение по поводу речи школьного библиотекаря. Библиотека, несущая культуру и речь из простонародья никак не сочетались, это было серьезным замечанием.
Конечно, сдержанная, горделивая Алла Ивановна всего этого не рассказала, но было и так понятно. « Как твоё фамилиЕ» ещё продолжало звучать, но тут-же исправлялось, и не было больше вопроса : «что ты хотишь?»
Ольга Павловна продолжала носить ведро и швабру, старательно избегая встречи с учениками, ощущая спиной презрение за дискредитацию звания учителя. Сомнения её не ушли, оставались другие украинизмы Аллы Ивановны, «жАлюзи, красивЕе, тАможня»,которые так же нужно было изжить. Ольга Павловна твердо решила указать на ошибки, но завтра, сегодня она так устала, выпалывая школьный цветник.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Ольга

    Молчаливость далеко не признак интеллигентности.

    Ответить
Adblock
detector